Доступная среда

"Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных
лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. 
Не меньшую роль призвана играть, и настройка под нужды инвалидов
правил работы наших социальных, информационных и прочих служб" 
В.В. Путин
 
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
 
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
 
  • Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
  • Инвалиды с нарушением зрения и слуха
  • Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
  • Временно нетрудоспособные
  • Беременные женщины
  • Люди с детскими колясками
  • Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
 
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество.
 
Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации. 
 
В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
 
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
 
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
 
В МБУДО "Центр "Кавказская линия" на базе адресов осуществления образовательной деятельности предусмотрены услуги дополнительной помощи для инвалидов и других маломобильных граждан:
  • парковочные места для автотранспорта инвалидов
  • пандусы
  • спеиально оборудованные санитарно-гигиенические помещения
  • вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне
  • наличие альтернотивной версии офииального сайта ОО в сети "Интернет" для инвалидов по зрению

          

Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) — отсутствуют.
 
Сурдопереводчик, тьютор — в штате отсутствуют.
 
Предоставление услуг в дистанционном режиме — не предоставляются.
 
Предоставление услуг по месту жительства инвалида — не предоставляются.
 
Сменные кресла-коляски - отсутствуют.
 
Адаптированные лифты, раздвижные двери - отсутствуют.
 
Правила этикета при общении с инвалидом:
  1. Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
  2. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно, пожать ему руку, правую или левую (если есть протез).
  3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, то обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь, и назвать себя.
  4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.
  5. Обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь по имени и на «ты» только в том случае, если Вы хорошо знакомы.
  6. Инвалидная коляска — это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует. Опираться или повисать на ней нельзя.
  7. При разговоре с человеком, испытывающем трудности в общении, слушать его необходимо внимательно, терпеливо дожидаясь конца фразы. Нельзя поправлять его и договаривать за него. Повторите, что Вы поняли, это поможет человеку ответить Вам, а Вам понять его.
  8. При разговоре с человеком на коляске, расположиться необходимо так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне.
  9. Чтобы привлечь внимание слабослышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и необходимости, он мог читать по губам. Расположиться лучше так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно.
  10. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Вы слышали об этом...?» тому, кто не может видеть или слышать.