Образование
РЕАЛИЗАЦИЯ КАЗАЧЬЕГО КОМПОНЕНТА
ЧЕРЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ НЕПРЕРЫВНОЕ КАЗАЧЬЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Возрождение казачества становится национальной идеей Кубани, ее объединяющей основой. Понимание ценности традиций казачества в воспитании и образовании привело к определению единых подходов в развитии казачьего образования.
В 2015 году по инициативе главы муниципального образования Гулькевичский район, а также при тесном взаимодействии с управлением образования муниципального образования Гулькевичский район Гулькевичским районным казачьим обществом (атаман подъесаул Александр Иванович Власов) было создано муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр «Кавказская линия».
С 1 октября 2015 по 17 октября 2017 года директор учреждения – атаман Гулькевичского районного казачьего общества подъесаул Александр Иванович Власов.
С ноября 2017 года по 5 ноября 2019 года директор учреждения – начальник штаба Гулькевичского районного казачьего общества Виталий Владиславович Мясников.
С 8 ноября 2019 года по настоящее время руководит учреждением - Анатолий Анатольевич Малов.
На момент создания учреждения «Центр «Кавказская линия» из 24-х общеобразовательных школ муниципального образования Гулькевичский район классы казачьей направленности имели только 11, а это 32 объединения и 664 обучающихся в них.
На сегодняшний день положительными результатами работы учреждения «Центр «Кавказская линия» является 100 % охват всех 23-х общеобразовательных школ муниципалитета. Соответственно увеличение объединений, а также количество обучающихся в них.
Также надо отметить, что в 2018-2019 учебном году непрерывное дополнительное казачье образование реализуется в 115 объединениях на базе общеобразовательных учреждений муниципального образования Гулькевичский район.
Обучающиеся объединений казачьей направленности общеобразовательных учреждений Гулькевичского района, а также студенты профессиональных учебных заведений и воспитанники патриотических и спортивных клубов, а это 2442 человека, входят в состав Гулькевичского муниципального отделения регионального детско-юношеского движения «Союз казачьей молодежи Кубани».
В 2019-2020 учебном году наблюдается следующая динамика (по сравнению с предыдущим учебным годом) непрерывное казачье образование реализуется в 125 объединениях на базе общеобразовательных учреждений муниципального образования Гулькевичский район.
Обучающиеся объединений казачьей направленности общеобразовательных учреждений Гулькевичского района, а также студенты профессиональных учебных заведений и воспитаннники патриотических и спортивных клубов, а это более 2500 человек, входят в состав Гулькевичского муниципального отделения регионального детско-юношеского движения "Союз казачьей молодежи Кубани".
Непрерывное дополнительное казачье образование – основная цель муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр «Кавказская линия» муниципального образования Гулькевичский район, которая достигается при тесном взаимодействии педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования и инструкторов по физической культуре из числа атаманов и казаков-наставников хуторских казачьих обществ Гулькевичского районного казачьего общества, учителей школ муниципалитета, реализующих дополнительные общеразвивающие программы социально-педагогической («История и культура кубанского казачества» (1-4), «История и современность кубанского казачества» (5-9 и 10-11), «Традиционная культура кубанского казачества» (5-9), физкультурно-спортивной «Спортивный туризм», «Физическое воспитание на основе традиционных казачьих средств», «Смешанные единоборства» и туристко-краеведческой направленностей.
Программы социально-педагогической направленности
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «История и культура Кубанского казачества» составлена на основе программы преподавания курса «История и культура кубанского казачества» (1-4 классы) в классах и группах казачьей направленности для образовательных организаций Краснодарского края Настоящая программа призвана обеспечить преподавание курса «История и культура кубанского казачества» в классах казачьей направленности общеобразовательных учреждений Краснодарского края.
Программа состоит в том, что она, имея ярко выраженный интегративный характер, не только объединяет обществоведческие, исторические, культурологические знания, но и через исследовательскую, практическую деятельность даёт возможность ребёнку целостного и системного представления как об основах истории и культуры кубанского казачества, так и о своём роде, своей семье, представляя возможность приобщения к укладу жизни кубанских казаков.
Ценностные ориентиры содержания курса «История и культура кубанского казачества» направлены на: ответственное отношение человека к самому себе и родным людям, к историческому и культурному наследию своего народа; семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности духовно-нравственных традиций кубанского казачества и жизнеспособности российского общества; труд и творчество как отличительные черты развитой личности; православная культура как основа духовных ценностей казака.
При изучении тем, во время практических занятий, экскурсий необходимо постоянно делать акцент на гуманистическую направленность: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Цели программы – формирование начального представления о кубанском казачестве, приобщение к историческим и культурным традициям кубанского казачества, осознание своей причастности к духовному и культурному наследию кубанского казачества, становление патриотизма обучающихся.
В ходе изучения данного курса предполагается ориентация на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «История и современность кубанского казачества» (5-9) предназначена для обеспечения учета региональных и этнокультурных особенностей Краснодарского края, воспитания казачьей молодежи на основе историко-культурных традиций кубанского казачества и в целях возрождения на Кубани традиционного казачьего уклада жизни.
При изучении тем, во время практических занятий, экскурсий необходимо постоянно делать акцент на гуманистическую направленность: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Основной целью преподавания данного курса является патриотическое воспитание казачьей молодежи на основе исторических и культурных традиций кубанского казачества.
Дополнительными целями являются:
– подготовка всесторонне развитых казаков, знающих свою историю, обычаи и традиции, и способных интегрировать их в современной жизни;
– формирование у казачьей молодежи желания и стремления не просто называться казаками или казачками, а осознано считать себя частью казачьего народа, быть казаками во всех смыслах этого слова и прогнозировать свое будущее в неразрывной связи с Кубанью и Кубанским казачьим войском;
– формирование у казачьей молодежи задатков «казачьего лидера», использование которых возможно в последующем в рамках деятельности в казачьих обществах.
В ходе изучения данного курса предполагается ориентация на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «История и современность кубанского казачества» (10-11) предназначена для обеспечения учета региональных и этнокультурных особенностей Краснодарского края, воспитания казачьей молодежи на основе историко-культурных традиций кубанского казачества и в целях возрождения на Кубани традиционного казачьего уклада жизни.
При изучении тем, во время практических занятий, экскурсий необходимо постоянно делать акцент на гуманистическую направленность: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
Целью учебного курса является формирование у обучающихся совокупного комплекса результатов образовательной деятельности, направленного на патриотическое воспитание на основе историко-культурных традиций кубанского казачества, и включающего в себя понимание учащимися исторического и современного этапа развития кубанского казачества, умений выстраивать комплекс действий по развитию и укреплению их роли в условиях современности.
Программа ориентирована на развитие лидерских качеств (правовых, коммуникативных, конфликтологических, педагогических и др.) необходимых для участия обучающихся в сохранении и укреплении культурно-исторического наследия кубанского казачества и применения этих качеств в будущем во благо развития Кубани и кубанского казачества.
В ходе изучения данного курса предполагается ориентация на достижение обучающимися личностных и метапредметных результатов.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Традиционная культура кубанского казачества» (5-9) предусматривает углубленное изучение традиций кубанского казачества.
Педагог использует различные методические формы и приёмы, позволяющие развивать логическое мышление, работы обучающихся носят исследовательский и творческий характер. К активным формам и методам работы при изучении местного регионального материала привлекаются старожилы и местные краеведы. Экскурсии в музей, посещение археологических раскопок. Встречи с известными земляками и учёными – историками, написание рефератов, защита полевых дневников. Составление кроссвордов, ребусов, участие в олимпиадах, викторинах по истории казачества.
Новизна программы состоит в том, что большое внимание уделяется традициям и обычаям кубанского казачьего войска. Происходит знакомство с лексикой, фольклором, основами православия, обычаев и традиций кубанского казачества.
Программа, рассчитанная на 5 лет обучения, каждый год обучения состоит из 36 учебных часов, включает разделы, последовательно раскрывающие спектр традиционной кубанской казачьей культуры.
Цели данной программы: создание представления о кубанском казачестве, его традиционной культуре как целостной системе жизнеобеспечения народа, приобщение к традиционной культуре, системе ценностей, основам социо-нормативной казачьей культуры, обычаям кубанских казаков, воспитание нравственности кадет, формирование казачьего уклада жизни в корпусе, приобщение к казачьему укладу жизни семей обучающихся.
Программы физкультурно-спортивной направленности
Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивный туризм» разработана на основе программы автора Д.В.Смирнова, входящей в примерные программы внеурочной деятельности начальное и основное образование под редакцией В.А.Горского. Москва «Просвещение» 2014 год.
Данная образовательная программа составлена для возрождения казачьих традиций, обычаев, быта среди обучающихся начального общего образования, для совершенствования физического и психологического здоровья обучающихся на примере исторически сложившихся традиций казачества; представляет систему физического развития с оздоровительно-корригирующей направленностью. Курс построен по принципу перехода от развития основных качеств к частным, тем самым обеспечивается перевод осваиваемых знаний в практические навыки и умения.
Основные задачи, которые ставит перед собой педагог, занимаясь с группами первого года обучения, следующие: привлечь обучающихся к систематическим занятиям спортом; привить им основные гигиенические навыки; обеспечить всестороннее физическое развитие; познакомить с основами техники спортивного туризма; воспитать морально-волевые качества, необходимые для спортсмена-туриста.
Второй год обучения рассматривается как дальнейший этап укрепления общей и специальной физической подготовленности кружковцев, изучения и совершенствования техники спортивного туризма.
Известно, что результаты занятий в объединениях спортивно-оздоровительного профиля зависят не только от физических особенностей обучающихся, но и от их стремления освоить приёмы спортивного мастерства, от природных задатков и способностей, от волевых усилий и других индивидуальных особенностей личности.
Занятия по спортивному туризму могут проводиться в школьном спортзале или на местности (на специально оборудованном туристском полигоне). Учебно-тренировочные занятия целесообразно строить по игровому принципу.
Работа по программе «Спортивный туризм» предполагает проведение игр, спортивных конкурсов и состязаний на местности и в спортивном зале.
Цель программы:
– пропаганда туризма как средства укрепления здоровья и привития стремления к здоровому образу жизни;
– привитие навыков экологической культуры;
– ознакомление с историей своего района и края;
– привитие навыков туризма, выживанию при вынужденной автономии, оказанию первой медицинской помощи.
Ожидаемые результаты усвоения программы: физическое и психическое оздоровление воспитанников; воспитание патриотизма и верности своей Родине; приобретение жизненно-важных двигательных навыков и умений:
Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Физическое воспитание на основе традиционных казачьих средств» составлена на основе программы физического воспитания учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений на основе традиционных казачьих средств: учеб. программа /Долуда Н.А., Ахметов С.М., Чернышенко Ю.К., Банникова Т.А., Карпухин А.П., Шестаков М.М., Федин Р.И., Десятириков Б.А., Аршинник С.П., Шулика Ю.А., Плотник А.И., Погребной А.И., Линченко С.Н., Федорин В.Н., Белоусов О.Н., Шкабарин Ю.В., Гордеев В.А. – Краснодар КГУФКСТ, 2008. – 91 с.
Характеризуя направленность дополнительной общеобразовательной программы, следует отметить, что важнейшей составной частью казачьей культуры является физическое воспитание, основанное на традиционных видах физических упражнений, неразрывно связанных с развитием духовно-нравственных, начал подрастающего поколения.
Программа рекомендована для внедрения в учебно-воспитательный процесс с учащимися общеобразовательных учреждений и классов казачьей направленности, а также детьми, подростками и молодежью, занимающимися в казачьих клубах, кружках и секциях.
Программа рассчитана на обучающихся старшей группы в объеме 324 часов в течение учебного года (9 часов в неделю).
Цель реализации программы – формирование гармоничной личности будущих казаков на основе программно-нормативной базы, объединяющей современные и традиционные казачьи средства патриотического, духовно-нравственного и физического воспитания.
В результате изучения курса «Физическое воспитание на основе традиционных казачьих средств» обучающимися должны быть достигнуты определённые результаты.
Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Смешанные единоборства» (младшая группа) имеет базовый уровень и предназначена для оздоровительной работы с детьми, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, стремящимся освоить мастерство в данном виде спорта.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения, состоящий из 216 учебных часов. Занятия проводятся в течение 36 недель по 6 часов в неделю.
Занятия единоборствами оказывают положительное влияние на нервную систему, развивают у подростков и юношей тактическое мышление, быстроту и ловкость. Улучшение функций нервной системы проявляется в увеличении быстроты реагирования и ориентировки, в большей быстроте восприятия, переключении внимания, сдержанности.
У ребят, занимающихся единоборствами, происходят положительные сдвиги в нервно-психической сфере: вырабатывается уравновешенность, уверенность в своих силах, трудолюбие, настойчивость, смелость, уменьшается бытовая агрессивность.
Отличительные особенности данной программы от существующих программ в других видах спорта заключается с том, что в программе осуществляется специфическая установка на изучение техники и тактики смешанных единоборств. Ярко просматривается связь оздоровительной и спортивной направленности. Образование предполагает искусство педагога предоставлять воспитанникам содержание образования в наиболее доступной для них форме и наиболее действенными методами.
Целями программы являются: приобщение детей и подростков к занятиям спортом, осознанному здоровому досугу, овладение мастерством самозащиты посредством изучения техники и тактики смешанных единоборств; укрепление здоровья обучающихся, содействие их правильному физическому развитию, подготовка физически развитых, волевых, умелых и дисциплинированных юных спортсменов, готовых к труду и защите Родины.
В результате изучения курса «Смешанные единоборства» обучающимися должны быть достигнуты определённые результаты.
Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Смешанные единоборства» (старшая группа) имеет базовый уровень и предназначена для оздоровительной работы с детьми, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, стремящимся освоить мастерство в данном виде спорта.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения, состоящий из 216 учебных часов. Занятия проводятся в течение 36 недель по 6 часов в неделю.
Занятия единоборствами оказывают положительное влияние на нервную систему, развивают у подростков и юношей тактическое мышление, быстроту и ловкость. Улучшение функций нервной системы проявляется в увеличении быстроты реагирования и ориентировки, в большей быстроте восприятия, переключении внимания, сдержанности.
У ребят, занимающихся единоборствами, происходят положительные сдвиги в нервно-психической сфере: вырабатывается уравновешенность, уверенность в своих силах, трудолюбие, настойчивость, смелость, уменьшается бытовая агрессивность.
Отличительные особенности данной программы от существующих программ в других видах спорта заключается с том, что в программе осуществляется специфическая установка на изучение техники и тактики смешанных единоборств. Ярко просматривается связь оздоровительной и спортивной направленности. Образование предполагает искусство педагога предоставлять воспитанникам содержание образования в наиболее доступной для них форме и наиболее действенными методами.
Целями программы являются: приобщение детей и подростков к занятиям спортом, осознанному здоровому досугу, овладение мастерством самозащиты посредством изучения техники и тактики смешанных единоборств; укрепление здоровья обучающихся, содействие их правильному физическому развитию, подготовка физически развитых, волевых, умелых и дисциплинированных юных спортсменов, готовых к труду и защите Родины.
В результате изучения курса «Смешанные единоборства» обучающимися должны быть достигнуты определённые результаты.
Знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества осуществляется через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, населённого пункта проживания, тем самым зарождается любовь к родной земле, гордость за принадлежность к казачьему роду. На занятиях юные казачата получают знания о природе родного края, его достопримечательностях; узнают о труде жителей родного края. Полученные знания закладывают основы гражданственного воспитания и формируют начальные представления о кубанском казачестве, приобщение к историческим и культурным традициям кубанского казачества, осознание своей причастности к духовному и культурному наследию кубанского казачества, становление патриотизма обучающихся.
Наиболее эффективно складывается работа «формулы ВМЕСТЕ», объединяющей все структуры муниципалитета направленные на организацию и проведение мероприятий образовательного и воспитательного процесса казачат и казачьей молодежи, а также опирающуюся на традиции богатой, самобытной кубанской культуры, кубанской казачьей народной педагогики.
Благодаря слаженной работе обучающиеся объединений казачьей направленности получают поддержку, наблюдается сотрудничество с Православной Церковью, учреждениями культуры и спорта. Расширяется взаимодействие и за счет сотрудничества с общественными организациями различной социокультурной и гражданско-патриотической направленности.
В учреждении практикуется системное изучение и распространение лучшего педагогического опыта работы в области казачьего образования и воспитания.
С целью обмена опыта работы в преподавании курсов в объединениях казачьей направленности 3 ноября 2017 года муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр «Кавказская линия» муниципального образования Гулькевичский район провело зональный семинар-практикум «Гулькевичский район: территория кубанских казачьих традиций».
Участников семинара-практикума, а это – атаманы и представители районных казачьих обществ Кавказского отдельского казачьего общества Кубанского казачьего войска, курирующие вопросы казачьего образования, традиционной культуры, казаки-наставники, педагоги, работающие в классах казачьей направленности, радушно встречали на базе МБОУ СОШ № 12 с. Майкопское муниципального образования Гулькевичский район.
Гостям семинара были представлены выставка декоративно-прикладного и изобразительного искусства, обзор казачьей литературы, ознакомиться с фотоматериалами каждого общеобразовательного учреждения в направлении казачьего образования. Казачья молодежь провела экскурсию по «Казачьему подворью».
29 марта на базе школы № 3 города Гулькевичи состоялся очередной семинар-практикум «Гулькевичский район: территория кубанских казачьих традиций».
Цель мероприятия – обобщение и передача опыта по духовно-нравственному и патриотическому образованию и воспитанию подрастающего поколения через культурно-историческое наследие кубанского казачества.
Гостями семинара-практикума стали представители администраций, управлений образования муниципальных образований Гулькевичского, Тбилисского и Тимашевского районов; районных казачьих обществ Кавказского отдельского казачьего общества Кубанского казачьего войска, курирующих вопросы казачьего образования, традиционной культуры и взаимодействия со СМИ; казаки-наставники и педагоги, работающие в классах казачьей направленности; руководители муниципальных отделений «Союз казачьей молодежи Кубани».
Дополнительное непрерывное казачье образование предполагает высокий уровень качественной общеобразовательной и нравственной подготовки обучающихся. Одним из результатов нашей работы является то, что воспитанники объединений казачьей направленности поступают в кадетские казачьи корпуса, средне-специальные и высшие учебные заведения Краснодарского края.
Опыт работы по воспитанию патриотизма и гражданственности, нравственных качеств личности, развитию творческих способностей, формированию эстетических чувств, национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию своих предков размещен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
сайт Кубанского казачьего войска http://www.slavakubani.ru/
сайт Союз казачьей молодежи Кубани http://xn--j1aafs.xn--p1ai/
казачий информационный портал «Казаки Лефортово» http://www.kazaki-lefortovo.ru
сайт администрации муниципального образования Гулькевичский район http://www.gulkevichi.com/
сайт Гулькевичского районного казачьего общества http://kazakgul.ru/
сайт МБУДО «Центр «Кавказская линия» http://kavline.ru/
сайт управления образования http://uo.gul.kubannet.ru/ и сайты общеобразовательных школ муниципального образования Гулькевичский район, имеющие в своём составе объединения казачьей направленности
сайт Гулькевичской районной газеты «В 24 часа» http://hour24.ru/
сайт телекомпании «Полис» муниципального образования Гулькевичский район http://polistv.ru/
Опыт работы в направлении казачьего образования опубликован в СМИ: краевая газета «Кубанские новости» вкладыш «Кубанский казачий вестник»; Гулькевичская районная газета «В 24 часа»